Как правильно уложить асфальтовую крошку?
«Начало дачного сезона» – как знакомо многим россиянам это понятие! С наступлением первых погожих весенних деньков тысячи наших соотечественников устремляются прочь от шума и сутолоки городских улиц. Пригородные электрички забиты тетеньками с ящиками рассады, а по трассе мчатся легковушки с багажниками, до отказа нагруженными садовым инвентарем. Это – счастливые обладатели заветных «шести соток», где можно сорвать с грядки хрустящий пупырчатый огурчик, послушать соловья на рассвете и под шум листвы почитать любимый роман, сидя в шезлонге!
Но вот досадная проблема многих дачных поселков – подъездные дороги вконец разбиты. Что там «греха таить», долго у нас «запрягают»: пока дождешься от администрации дачного кооператива новой дороги, всю машину разобьешь.
А не скооперироваться ли с соседями и дружно, «всем миром» решить эту извечную проблему?
Не так уж это трудно и дорого, как кажется на первый взгляд. Надо просто использовать асфальтовую – крошку из асфальтобетона, получаемую при демонтаже старого дорожного полотна. Это вторичное сырье при грамотной укладке, может в достаточной для нормальной эксплуатации степени, заменить асфальт, только стоить она будет значительно дешевле. Но главное – с работами по укладке асфальтовой крошки успешно справится даже дилетант. Вот вам и экономия: незачем нанимать бригаду дорожных рабочих и арендовать сложную спецтехнику, как в случае укладки асфальта.
Технология укладки асфальтовой крошки
Начнем с выбора асфальтовой крошки. Самыми высокими эксплуатационными показателями обладает крошка из ЩМА асфальта (щебеночно-мастичного асфальта). В ее состав входит много щебня твердых горных пород, а также большое количество связующего, поэтому дорога из такой крошки будет прочной и долговечной.
Подготовительный этап. Оцениваем состояние дороги и рассчитываем количество материала. Асфальтовая крошка сама по себе не является хорошим несущим основанием для дорожного полотна, поэтому в подавляющем большинстве случаев требуется устройство песчано - щебеночного или другого фундамента будущей дороги. Если дорога относительно ровная, с неглубокими выбоинами и находится на плотном основании ( плотный грунт, песок, скальный грунт) без склонности к размыванию, то существует возможность укладки асфальтовой крошки без дополнительного устройства несущего слоя. Однако, на практике, наличие достаточно жесткого естественного основания в Московской области редкость. Для дороги, имеющей какое-либо начальное покрытие, можно взять меньшее количество крошки.
1. Выемка грунта. Готовим рабочую поверхность – удаляем верхний слой грунта, от 15-30 см в стандартном варианте, от 50 см для слабых грунтов. Выемку грунта нужно производить по периметру будущего основания.
2, Формирование основания. Укладываем подушку из песка и щебня, тщательно уплотняем каждый слой «дорожного пирога». Для этого применяем специальный дорожный каток. Если же нагрузки на строящуюся дорогу будут не очень высокими, а движение транспорта не интенсивным можно использовать виброплиту. Хорошо оставить основание на недельку другую без покрытия, оно уплотнится естественным путем. Толщина слоев песка и щебня в стандарте: 60-70% от высоты основания, песок 40-30%. Отметим что минимальные толщины слоев следующие: для щебня 10 см в уплотненном виде, для песка 8 см в уплотненном виде, эти цифры даны для дороги с маленькой нагрузкой. Для этого применяем специальный дорожный каток.
Пару слов относительно используемых материалов. Песок должен иметь в своем составе не более 5% глинистых и пылевидных включений, лучше всего подходят карьерные виды песка, их зерна угловатые и обеспечиваю хорошую микрорасклинцовку. Щебень должен быть достаточно прочным, от М400 и выше. Для лучшей плотности основания следует использовать различные фракции, на нижние слои - более крупную 5-20 мм, на верхние 20-40 мм и 40-70 мм. Использование различных фракций усиливает прочность основания, путем увеличения количества расклинивающихся зерен щебня.
3. Укладка асфальтовой крошки. Равномерно распределяем крошку по всей поверхности и выравниваем слой. Затем несколько ( от 5) раз уплотняем дорожным катком или виброплитой. Укладку крошки лучше производить не по краю основания, а делать отступ 50 см для формирования обочины.
При невысокой цене асфальтовая крошка обладает отличными эксплуатационными характеристиками и вполне может заменить асфальт. Зерна крошки при укладке и уплотнении заполняют все пустоты и трещины, дорога получается ровной и плотной. Если при строительстве соблюдены все правила укладки асфальтовой крошки, срок эксплуатации дороги будет весьма длительным.