Что такое расклинцовка?

 

Сколько же единиц легкового и большегрузного транспорта ежедневно проходит по городским улицам и федеральным трассам! Многочисленными грузовыми фурами, бензовозами, самосвалами, зерновозами и прочей тяжелой техникой буквально «забиты» автотрассы с раннего утра до позднего вечера. Да уж, нагрузка на дорожное полотно та еще… А как хочется, чтобы наши дороги были гладкими и безопасными. Ну, или хотя бы, не выглядели как после бомбежки!

Для этого дорожное полотно должно обладать необходимой устойчивостью к постоянным высоким нагрузкам. Безусловно, дорожное строительство – весьма сложный технологический процесс, который должен отвечать целому ряду определенных требований. Ведь сам по себе качественный верхний асфальтовый или бетонный слой дорожного покрытия еще не гарантия необходимой прочности дороги и не залог ее длительного и безопасного использования.

Любая дорога – это несколько слоев различных сыпучих материалов, наподобие слоеного пирога. Существует даже специальный термин «дорожный пирог».

Каждый из слоев «дорожного пирога» имеет свое назначение:

Слой грунта служит основой всего сооружения. Его устойчивостью обусловлена продолжительность срока службы автодороги.

Слой песка (или песчаная подушка) играет роль своеобразного амортизатора – она значительно смягчает воздействие тяжелого транспорта на дорожное полотно. Кроме того, слой песка выполняет дренирующую функцию.

Слой щебня – основной слой «дорожного пирога» обеспечивает и дренирование системы, и равномерное распределение высоких нагрузок на всю конструкцию. А значит, этот слой должен быть достаточно прочным и плотным. Что же значит – придать плотность слою щебня? Это значит создать слой такой плотности, при которой практически отсутствуют пространства между отдельными фракциями материала. Вот тут-то и приходит на помощь дорожным строителям специальная технология:

 

Как осуществляется процесс расклинцовки щебня?

 

Смысл этой технологии – перераспределение и уплотнение различных фракций щебня до тех пор, пока между отдельными зернами материала практически не остается никаких пустот (мелкие фракции щебня как бы «вклиниваются» между более крупными частицами). Такое уплотнение щебня обеспечивает максимальную прочность дорожного полотна.

Расклинцовку щебня осуществляют тремя этапами:

На первом этапе укладывают крупнофракционный щебень (20-70 мм). Слой утрамбовывают катками и накрывают бетоном или специальной сеткой.

На втором этапе укладывают щебень с размером фракции 20-40 мм. Толщина этого слоя должна быть 20 см. Этот слой уплотняют не менее пяти раз.

На третьем этапе укладывают мелкофракционный щебень (5-20 мм). Это самый тонкий слой материала.

Теперь остается проверить качественные показатели щебеночной подушки: прочность и плотность, отсутствие каких-либо подвижек и степень надежности. Для контроля качества уплотнения щебеночных слоев дорожной одежды существует специальный прибор. В основе работы этого устройства лежит метод динамического зондирования – вычисления усадки щебня после серии последовательных ударов.

Только после тщательной проверки качества уплотнения слоя щебня приступают к укладке финишного дорожного покрытия.